Теория общественного выбора

Теория общественного выбора сформировалась в качестве самостоятельного направления в конце 60-х гг. Ее рождение было во многом подготовлено работами американского экономиста К.Эрроу и шотландского экономиста Д.Блэка, которые развивали математический подход к экономической теории, но ВТО же время ставили своей задачей применение методов экономического анализа и к политическим процессам. Это направление развивалось в дальнейшем в тесной связи с неоклассическими и институциональными моделями.

Основной предмет теории общественного выбора — исследование взаимозависимости политических и экономических явлений. В рамках этой теории ведется поиск принципов экономического регулирования, которые дали бы возможность учитывать политические и социальные черты общества.

Характерные вопросы, рассматриваемые теорией общественного выбора — государственные финансы, процесс голосования, деятельность правительства и т.п. В числе ее ведущих представителей — лауреат Нобелевской премии по экономике и автор таких работ, как «Демократия в дефиците», «Подсчет согласия», «Основание правил» (в соавторстве с Р.Вагнером, Г.Туллоком и Г.Бренаном соответственно) американский экономист Джеймс Бьюкенен. В США издается специальный журнал «Public choice» («Общественный выбор»), что говорит о распространении влияния этой теории.

Дж. Бьюкенен высказывал предположение о том, что принцип рационального экономического поведения применим и при исследовании политических процессов. Это означает, что человек, занявший государственную должность, не обязательно будет руководствоваться исключительно соображениями общественного благополучия и проведения в жизнь решений, отражающих мнение всех его избирателей. Так, если обычный рядовой потребитель заинтересован в максимизации полезности, бизнесмен — в максимизации прибыли, то и представитель государственных органов будет стремиться к максимизации своей частной выгоды. А эта выгода состоит в реализации желания быть переизбранным, получеть как можно больше голосов на выборах. Как отмечал Людвиг фон Мизес, известный представитель неолиберализма, «... в управлении государственными учреждениями приходится использовать принципы, совершенно отличные от тех, которые применяются - в системе, ориентированной на прибыль... Бюрократическое управление — это метод, применяемый при ведении административных дел, результаты которых не имеют денежной ценности на рынке». В этой ситуации не всякое решение, принятое государственными органами, например, законодателями, будет оптимальным с экономической точки зрения. Ведь законодатели — живые люди, и в процессе принятия политических решений их частные интересы будут непременно ими учитываться. П.Хейне приводит занимательный график (рис.1), иллюстрирующий принцип рационального экономического поведения государственного деятеля:

Рис. 1

В шутливой форме на этом графике отражена важнейшая идея теоретиков общественного выбора: государственное должностное лицо так же, как и другие субъекты рыночной экономики, стремится уравнять свои предельные издержки и предельные выгоды, или МС должны быть равны МR.