Монопсония

Предыдущий анализ был связан с монополией как феноменом определенной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония — «один покупатель».

Исследование проблемы монопсонии является одной из важнейших научных заслуг Дж. Робинсон. В данном параграфе будем следовать логике этого экономиста.

Прежде чем анализировать установление цен в условиях монопсонии, сравним рынок совершенной и несовершенной конкуренции «глазами покупателя». В условиях совершенной конкуренции действует множество продавцов и точно так же действует множество покупателей. Как отдельный продавец Ге этих условиях не может повлиять на рыночную цену, так и отдельный покупатель при совершенной конкуренции не может воздействовать на рыночную цену покупаемых им товаров. Линия спроса на продукщпо совершенного конкурента-продавца характеризуется абсолютной эластичностью. И так же линия предложения для совершенного конкурента-покупателя является абсолютно эластичной. Это означает, что если покупатель предложит за товар меньше денег, чем сложившаяся рыночная цена, он не купит ничего. А предложив денег больше, он купит товаров сколь угодно много.

Сравним кривые спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателя и со стороны продавца (производителя).

Уже известном из анализа совершенной конкуренции, кривая спроса на продукцию продавца (производителя) имеет горизонтальный вид, а кривая его предложения — это восходящая ветвь кривой предельных издержек МС.

График является как бы зеркальным отражением графика. Покупателей в условиях совершенной конкуренции много, и каждый из них не в состоянии воздействовать объемом своих закупок на линию предложения ББ. Именно поэтому горизонтальность линии предложения является признаком совершенной конкуренции среди покупателей. Что же скрывается за линией ББ, т. е. кривой предложения продукции (со стороны покупателя)?

Неизменность цены в условиях совершенной конкуренции со стороны покупателей означает, что покупатель никак не влияет на нее, и соблюдаются все условия равновесия: Р = АС = МС. Со стороны покупателя уплачиваемая им цена Р совпадает и с дополнительными (предельными) издержками приобретения продукции. Поясним это подробнее.

Предельные издержки приобретения — это дополнительные издержки покупателя при закупке им дополнительной единицы продукции. Покупатель уплачивает за приобретаемый им товар определенную цену. Эта цена Р — его издержки как покупателя. Если эта цена неизменна при каждой дополнительной покупке единицы продукции, то и предельные (дополнительные) издержки приобретения товара б) туг оставаться неизменными. Это и отражается на горизонтальности линии предложения.

Следовательно, если Р = АС, то линия ББ есть не что иное как линия средних издержек (АС). И эта же линия совпадает с линией предельных издержек приобретения (МС) покупателя. В условиях совершенной конкуренции, рассматриваемой со стороны покупателя, линия предложения ББ — это одновременно и линия средних издержек АС и линия предельных издержек приобретения продукции МС, и она имеет горизонтальный характер.

Условием равновесия продавца (производителя) являет ся, как известно, равенство предельных издержек МС и предельного дохода МЯ. Той же логики рыночного поведения должен придерживаться и покупатель: он должен сравнивать свои предельные издержки и предельный доход, если стремится к достижению равновесия.